Зловещая долина: Почему ваш мозг боится роботов и странной компьютерной графики

Кинокомпания Universal Pictures представила трейлер экранизации бродвейского мюзикла «Кошки» (The Cats). И оказалось, что зрители находят его персонажей странными и пугающими. Дело в том, что “кошки” в будущем фильме выглядят слишком человекоподобными. По сути, это никакие не кошки, а люди с хвостами и кошачьими ушами, полностью покрытые мехом. Это делает их похожими на оборотней из фильмов ужасов восьмидесятых:

«Universal сняли кино про демона из моего сонного паралича?» — спрашивает один из самых популярных комментариев на Youtube. И он — далеко не единственный. «Какой-то фильм ужасов», «Отличный триллер на Новый год», «Это самый жуткий фильм 2019 года»,- пишут комментаторы. И даже те пользователи, которым трейлер не кажется пугающим, ощущают, что с ним явно что-то не так. 

Почему это происходит? Попробуем объяснить с точки зрения науки.

Зловещая долина

Причина, по которой слишком человекоподобные существа кажутся нам пугающими — эффект «зловещей долины». Гипотеза, описывающая это явление, была сформулирована еще в конце семидесятых японскими специалистами по робототехнике. Она предполагает, что робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек, но при этом имитирующий человеческую форму не полностью, может вызывать у наблюдателя отторжение или страх. 

Таким образом, робот, который совсем не похож на человека, кажется наблюдателю менее страшным, чем робот, который вплотную приблизился к человеческой форме, но не смог скопировать ее до конца:

До сих пор эффект «зловещей долины» считался гипотезой, но совсем недавно его удалось подтвердить экспериментально. В начале июля соответствующая работа британских и немецких ученых была опубликована в журнале Journal of Neuroscience.

Немного нейробиологии

При помощи функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) исследователи изучали реакции мозга испытуемых, которым демонстрировались изображения живых людей и роботов разной степени человекоподобности — от искусственных людей-манекенов до механоидов, лишь отдаленно напоминающих человека. Испытуемые должны были сами расставить изображения по степени «человекоподобности» и привлекательности. Затем у испытуемых спросили, кто из «агентов» на фото в наибольшей степени заслуживает доверия. Как и ожидалось, испытуемые выбирали либо живого человека, либо человекоподобного робота с явными признаками машины. Слишком человекоподобные манекены, напротив, вызывали неприязнь. 

В мозге испытуемых при этом происходили крайне интересные вещи. Когда человек смотрел на изображение слишком человекоподобного робота, томограф фиксировал усиление активности в его медиальной префронтальной коре. Это мозг испытуемого пытался увидеть явные признаки, по которым объект можно было бы отнести к категории «людей» или «не людей». Но поскольку объект находился где-то на границе этих категорий, вентромедиальная префронтальная кора приходила в замешательство и отправляла сигнал в миндалевидное тело — область мозга, отвечающую, среди прочего, за эмоциональные реакции. Когда человек испытывал неприязнь к человекоподобной машине, миндалевидное тело выдавало особенно сильный сигнал. 

Важно отметить, что все эти процессы происходили быстро и без какого-либо участия «сознания». Сознательное решение человека о недоверии к тому или иному объекту, по сути, являлось рационализацией решения, которое уже принял его мозг. 

Также интересно, что у разных людей интенсивность реакций была разной. То есть, не существует определенной формы робота или существа, которое будет однозначно восприниматься всеми как приемлемое или неприемлемое. В каждом индивидуальном случае реакция зависит от того, как префронтальная кора распознает образ. А это, в свою очередь, зависит от личного опыта. То есть, даже к роботу, который кажется жутким, человек может со временем привыкнуть. 

Персонажи мюзикла «Кошки» кажутся зрителям жуткими, поскольку создатели фильма перешли грань реалистичности и угодили прямиком в «зловещую долину». Созданные ими образы уже не воспринимаются на 100% человеческими, но все еще имеют достаточно человеческих признаков, чтобы запутать мозг наблюдателя. А запутавшийся мозг склонен негативно реагировать на причину путаницы. 

Читайте также: Обнаружен мобильный «червь» который подменяет приложения на вредоносные

Источник: igate.com.ua

Рекомендуемые статьи по теме:

Минимум ненависти. Twitter запускает фильтр оскорблений в личных сообщениях

Минимум ненависти. Twitter запускает фильтр оскорблений в личных сообщениях

Соцсеть микроблогинга Twitter запускает инструмент, который будет фильтровать оскорбляющие сообщения и спам в Direct Messages. Функция станет полезной для пользователей, у которых личные сообщения открыты для всех. Чрезвычайная популярность социальных сетей привела к тому, что многие люди получают оскорбительные сообщения от так называемых «хейтеров», — зачастую анонимных пользователей, которые беспочвенно ругают все и всех в самых жестоких и изощренных формах.       Больше всего […]

Наушники могут использоваться для биометрической авторизации пользователя

Наушники могут использоваться для биометрической авторизации пользователя

Выйдите на улицу, и наверняка, встретите человека в наушниках. Этот аксессуар сегодня столь же распространен, как, например, шляпа в 19 веке. А если почти все повсеместно используют наушники, то функционал этих устройств можно расширить. Например — превратить их в инструмент для биометрической авторизации.  Руководствуясь такой логикой, группа ученых из Университета штата Нью-Йорк в Буффало разработала […]

Сколько денег уходит кибермошенникам?

Сколько денег уходит кибермошенникам?

По оценкам экспертов, вирусные эпидемии и масштабные кибератаки отнимают у мировой экономики триллионы долларов в год. В 2017 году киберпреступность обошлась мировой экономике в $600 млрд. Основной ущерб был нанесен эпидемиями вирусов-вымогателей вроде WannaCry и Petya, которые были нацелены на некоторые крупнейшие компании мира. Сегодня же компания RiskIQ, являющаяся одним из мировых лидеров в сфере […]

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о